Воспитываем незрячего, слабовидящего ребенка.

Автор: Фомичева Лидия Валентиновна

В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его личностного развития во всех проявлениях. Положение малыша в семье с первых дней жизни во многом будет определять особенности личности ребенка. Это справедливо для любого ребенка, как зрячего так и для малыша, у которого отсутствует ил глубоко нарушено зрение. Однако личностное развитие незрячего или слабовидящего малыша находится в несоизмеримо большей зависимости от того, как выстраивают с ним отношения родители. В основе детско-родительских отношений должно лежать понимание взрослыми того, что детство не просто время спонтанной и свободной активности ребенка. Это очень важный период.

Проживая этот период, ребенок приобретает человеческие способности, которые в дальнейшем позволят ему освоить мир взрослых. Зрячий малыш стремится действовать по подражанию наблюдаемым формам поведения взрослых, что «провоцирует» детскую инициативность, активность, известную самостоятельность. Для воспитания же инициативности и самостоятельности у незрячего ребенка, родителям необходимо выработать определенную стратегию взаимодействия со своим малышом, не овладевшим еще способностью быстро и адекватно реагировать на воздействия окружающей действительности.

Стратегия взаимодействия ил правила общения с незрячим малышом, которые будут обозначены ниже, отражают общие психологические особенности незрячих и слабовидящих детей. Однако родителям следует, придерживаясь этих необходимых правил взаимодействия с незрячим ребенком, учитывать его индивидуальность. Индивидуальные особенности развития ребенка инвалида по зрению чаще всего проявляются в темпе общего развития ( он может быть максимально приближен к темпу развития зрячих сверстников, а может быть значительно медленнее), в запасе знаний и представлений об окружающем мире, их точности и качестве, в неравномерности развития различных сторон психической и моторной сфер .Причинами индивидуальных особенностей развития психики, движений вашего малыша могут выступать сочетания зрительного дефекта с состоянием его нервной системы, деятельности головного мозга, с состоянием других сенсорных систем, например, сохранен или отсутствует слух. С общим состоянием соматического здоровья. Понятно, что развитие ребенка, у которого кроме отсутствия зрения имеются какие-либо поражения головного мозга или выраженные заболевания центральной нервной системы, будет несколько своеобразнее, чем развитие соматически незрячего малыша с сохранной деятельностью нервной системы и коры головного мозга. Поэтому стратегия взаимодействия родителей с незрячим малышом должна отражать не только особенности, обусловленные отсутствием или тяжелым нарушением зрения, но и особенности, проявляющиеся на фоне других проблем, имеющихся у ребенка.

  1. Каковы же основные правила общения родителей, других взрослых с незрячим  или слабовидящим малышом?
    Взрослый, общаясь, играя, обучая незрячего или слабовидящего ребенка, должен стремиться предупреждать разрыв  между реальными и потенциальными возможностями малыша и требованиями, которые к нему предъявляются. Систематические как недооценка, так и переоценка  практических умений вашего малыша,  его интересов, навыков ориентировки в пространстве, в социальном окружении, развитости речи, движений, способности использовать в жизни свое глубоко нарушенное зрение и многого другого становится, как правило, тормозом его развития. К тому же такая » слепота» родителей лежит в основе возникновения и закрепления не позитивных детско-родительских отношений, неадекватного восприятия мамами и папами  личностного развития ребенка.
  2. Взрослый понимает и постоянно помнит о том, что знания об окружающем ,а это одна из составляющих познавательной деятельности, незрячий малыш получает из вне с помощью речи, которую он слышит. Чем больше  родители сообщают незрячему ребенку информации о происходящем вокруг, о том, что и кто его окружает, отчего возникают те или иные звуки, как называются предметы и действия с ними и др., тем компетентнее становится незрячий малыш, тем значительнее возрастают его познавательные интересы. Кроме этого, у малыша появляется отражательная речь, что помогает ему осмысливать реальность. Поэтому придерживаемся правила: сопровождаю речью свои действия и действия ребенка, описываю ему события, которые происходят с ним или вокруг него, рассказываю об игрушках и предметах быта и др. Выполняем это правило и тогда, когда нет близкого, непосредственного общения  между вами и  ребенком, но вы оба находитесь в одном помещении (на кухне, в комнате и т. д.).
  3. Зная, что слепой или слабовидящий малыш не может или затрудняется действовать по зрительному подражанию, каждое практическое умение, движение, действие формируем у малыша на основе прямого обучения, используя метод пассивных движений (мои руки учат руки ребенка) и сопряженных действий (мои руки направляют и » подсказывают» рукам ребенка, но действует он сам). При этом стремимся к тому, чтобы, показав малышу действие или цепочку действий, и, увидев его способность воспроизводить их правильно, побуждаю его к самостоятельности. Твердо придерживаюсь правила — за слепого или слабовидящего не стоит делать то, что ему доступно, и он умеет это делать без посторонней помощи.
  4. Так как в основе чувственного познания (умение воспринимать) предметного мира незрячим лежит деятельность сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, вкусовые впечатления, мышечные ощущения, а у слабовидящего еще и зрение), то стараюсь их развивать у малыша. При этом следую правилу: я организатор практической деятельности с предметным миром незрячего или слабовидящего малыша, я помощник ребенку в разных аспектах, но в тоже время я не подавляю инициативность ребенка в получении впечатлений извне. Я помню, что развитие восприятия (от приобретения умения получать, добывать информацию, до полноты, осознанности, обобщенности, категоризации ее) происходит благодаря активному взаимодействию малыша с миром вещей и предметов. Очевидно, что для незрячего предметный мир, например, игрушки, по своим характеристикам должен быть значительно разнообразнее, чем для зрячего, и доступен для контактного познания.
  5. Обогащая осязательные, тактильные, слуховые и другие чувственные впечатления ребенка с глубоким нарушением зрения, важно опираться и способствовать развитию памяти, внимания, речи, мышления. Высшие психические процессы выступают компенсаторными механизмами при слепоте или глубоком слабовидении.
  6. Для того, чтобы в сознании ребенка возникали детализированные и в тоже время целостные образы предметов, учим незрячего или глубоко слабовидящего малыша, «смотреть» предмет руками (использование этого словосочетания вполне допустимо), показывая (метод пассивных действий) способ осязательного обследования. А для того, чтобы впечатления ребенка от соприкосновения, ощупывания или другого обследовательского действия  осмысливались им, и образы сохранились в памяти, обозначаем их точным словом, а самое главное побуждаем ребенка их также называть.
  7. Общение, взаимодействие незрячего ребенка с окружающими людьми несколько затруднено и имеет некоторую специфику. Взрослому следует помнить о следующем. Необходимо предупреждать малыша о своих прикосновениях к нему или о предстоящем взаимодействии. Голос взрослого не должен быть слишком громким. Громкие звуки, шум вокруг незрячего ребенка, еще не имеющего достаточного жизненного опыта, оглушают его и затрудняют понимание того, что происходит вокруг. Незрячий малыш в большей степени, чем зрячий сверстник,  испытывает потребность в тесном телесном контакте с окружающими. Поэтому, играя с ребенком, обучая его практическим умениям, сажаю его к себе на колени или располагаюсь так, чтобы у малыша была возможность дотронуться до меня, и тем самым получить поддержку и приобрести уверенность в своих проявлениях. Помня о том, что незрячему или слабовидящему малышу недоступно или трудно воспринять наши мимические проявления эмоций ( улыбку, гримасу,удивление и др.), поэтому для побуждения эмоциональной его отзывчивости к происходящему, наш голос должен быть интонационно окрашен в соответствии с ситуацией и содержанием общения.
  8. И, наконец, воспитывая  незрячего малыша или ребенка с глубоким нарушением зрения, мы родители ни в коем случае не должны ограничивать его социальные контакты. Важно настроить себя позитивно на возможные расспросы, «косые взгляды» окружающих, некоторое не понимание ими проблем вашего малыша. Такие ситуации всегда будут иметь место, следует зто помнить. Но это не повод для того, чтобы обеднять жизнь вашего ребенка. Ведь общение ребенка с разными людьми —  это путь познания человеческих отношений, а общение со сверстниками — это еще и познание себя.  Поэтому следуем правилу: мы  с нашим малышом открыты для общения с другими людьми.

Итак, уважаемые родители, постараемся  осмыслить эти правила и следовать им, воспитывая своего незрячего малыша, помня о том, что между слепым и зрячим ребенком больше сходного, чем различного.