Рекомендации для учителей, работающих со слабовидящими обучающимися.

— При работе со слабовидящими детьми важно соблюдать порядок и точность. По возможности позаботьтесь о специальном шкафчике или полке для школьных принадлежностей. Научите слабовидящего ученика самостоятельно находить свой материал.

— Предупреждайте ученика, если в классе меняется месторасположение стола и стульев.

— Не оставляйте двери и шкафы приоткрытыми. Старайтесь, как можно меньше стоять против света.

— Разрешайте слабовидящему обучающемуся вставать со своего места, чтобы лучше видеть запись на доске или наглядность на ней. Большая подвижность иногда лучше специального места ближе к доске, которое выделяет ученика и иногда мешает другим. Если же из-за организации класса такое отдельное место все же необходимо, способствуйте тому, чтобы слабовидящий ученик чувствовал себя среди одноклассников на равных.

— Не забывайте о том, что слабовидящий ученик не видит выражения лица. Сопровождайте все невербальные жесты, такие как кивок головы, жесты руками и т.п., словами и иногда прикосновением (похлопывание по плечу).

— Спокойно употребляйте выражения, в которых встречаются слова «видеть, смотреть» и т.п.

— Старайтесь словесное описание действий, предметов и ситуаций сочетать для слабовидящего ученика с собственным изучением материала на ощупь.

— Важно правильно расположить школьную доску. Следите за почерком. Доска должна быть чистой. Используйте мягкий мел и сильнее нажимайте на него.

— Всегда произносите вслух то, что пишете на доске.

— Больше материала излагайте на бумаге. Применяйте соответствующий шрифт (курсив или жирные буквы часто усложняют чтение).

— Уделяйте особое внимание материалу для чтения. Учитывайте то, какая контрастность и величина шрифта лучше всего подойдет слабовидящему ученику.

— По возможности дайте ему учебное пособие, или карточку, вместо того чтобы все переписывать на доске.

— Ребенок с нарушением зрения всегда будет работать медленнее остальных учеников. Поэтому давайте ему больше времени или сократите количество упражнений, особенно если Вы уверены, что он понял материал. Давайте ему возможность заранее готовить тексты к урокам литературы, истории, географии.

— Снизьте требования к письму. Не ждите, что слабовидящий ученик будет писать так же, как остальные ученики. Сложности может также вызывать расположение текста на страницах.

— С другой стороны, не преувеличивайте визуальные возможности ученика, исходя из его почерка. Многие слабовидящие ученики могут писать красиво и аккуратно.

— Не делайте замечаний, если слабовидящий ученик держит учебник слишком близко к глазам. Но знайте: чем ближе к странице, тем труднее обозрение. Следуйте рекомендациям офтальмолога.

— Мотивируйте слабовидящего ученика к активным движениям. Научиться двигаться и ориентироваться в пространстве очень важно для его самостоятельности. Научите его также ориентироваться в классе и в здании школы. Важны как систематические упражнения, так и поддержка навыков.

— Как можно больше привлекайте его к спортивным и игровым мероприятиям.

— Дети с нарушением зрения иногда имеют различные формы тика. Стремитесь к тому, чтобы они избавились от этого. Поддерживайте правильное поведение.

— Вместе пробуйте различный материал и проверяйте, правильно ли его воспринимает ученик. Учитывайте ограниченность технических вспомогательных средств.

— Тщательно нумеруйте страницы (например, как в словарях, где выделена начальная буква слов). Используйте закладки или скрепки, чтобы проще находить нужные страницы или главы.

— На парте у ученика должно быть дополнительное место для лампы, лупы и других тифлоприборов.

— Учитель начальной школы обязательно должен использовать шаблон при чтении.  Это окошечко, куда помещаются два-три слова или две-три строчки.

— Печатный текст набирается через два интервала.

— В целях лучшей ориентировки при работе с карточками на листе срезается нижний правый угол. Это ориентир: верх  — низ, право — лево.

— При работе на пришкольном участке, в лаборатории чередуйте практические действия с наблюдением. Занятия на пришкольном учебно-опытном участке должны проводиться без резких движений и длительных наклонных положений. Исключите мелкую работу (посев семян, пикировку рассады, прореживание).

— Изобразительные наглядные пособия должны быть с резким выделением контуров (рельефной или чёткой плоской линией чёрного цвета).