Прогулка с ребёнком, имеющим остаточное зрение.

У родителей, имеющих ребёнка с патологией зрения, часто возникают вопросы: “Как гулять с ребёнком? Чем заниматься на прогулке? Где будет безопасно слабовидящему ребёнку?” Детскую площадку они обходят стороной, потому что там много детей, которые шумят и бегают. Ребёнок начинает нервничать, пугаться, на него обращают внимание окружающие. Тогда задачей родителей становится не только найти доступные для ребенка участки на детской площадке, а помочь своему чаду социализироваться.
Песочница. Игры с песком не только доступны, но и необходимы таким детям для развития мелкой моторики рук. При игре с песком, позволяйте ему погружать туда руки, перебирать песок, пропускать его сквозь пальцы, искать в песке мелкие камушки. Учите насыпать песок совком в ведёрко и формочки, делать “куличики”. Поначалу у ребёнка может не получаться из-за задержки двигательных навыков, но со временем он обязательно научится. Дети часто испытывают брезгливость при столкновении с новыми неизвестными им предметами.
Горка. Это одно из самых любимых развлечений малышей. Но ребёнка с
остаточным зрением надо подготовить к катанию на горке. Покажите ему
сначала всю горку, проведите его рукой по всей длине, затем позвольте
поползать по ней снизу вверх, чтобы он понял, как она построена и привык к её поверхности. Чтобы избежать возможного испуга у ребёнка, первый раз лучше проехать вместе с ним.
Качели. Все дети очень любят качели! И дети с ОВЗ по зрению — не исключение. Лучше выбирать качели со спинкой, чтобы ребёнок не терял равновесие. Качели вызывают у здорового ребенка бурю эмоций: радость, восторг, чувство полета, а у детей с ОВЗ по зрению это еще и страх, потому что они не видят или видят не в полном объеме. Родителям важно не только показать качели, обследовать, рассказать технику безопасности, но прокатиться вместе, проживая и проговаривая эмоции, ощущения и объясняя, что это нормально, так бывает у каждого ребенка и даже взрослого.
Карусель. Катание на карусели сопряжено для детей с остаточным зрением с некоторыми трудностями, поскольку нужно постоянно передвигать руки. При слаборазвитой общей моторике это не очень легко сделать. Но карусель благотворно действует на развитие вестибулярного аппарата, поэтому нужно пытаться обучить ребёнка двигать руками.
Лесенки, лазилки, лабиринты. Если у вас дома нет спортивного комплекса, и ребёнок ещё не умеет лазить по вертикальной лестнице, то лесенки и лабиринты будут для него самым сложным местом на детской площадке. Самое основное, что должен усвоить ребёнок: правильно рассчитывать длину шага, ставить ногу чётко на середину перекладины, вовремя перехватываться руками (сначала перемещаются ноги, а потом руки). Обе руки сразу отпускать нельзя! Когда ребёнок освоит принцип движений, ему не составит труда преодолевать любые лазания на детской площадке.

Остальные игры, например, теннис, доступны для детей с ОВЗ по зрению, но уже необходим специальный инвентарь. Подобным играм обычно учат в школе. Но родители, заинтересованные во всестороннем развитии своего ребенка под контролем, дают возможность попробовать все своему чаду.
Прогулка не должна быть бесполезной. Каждую минуту своего свободного времени нужно посвящать развитию ребёнка. Идя по улице, рассказывайте ему обо всём, что вас окружает: о домах, деревьях, птицах, о машинах, проезжающих мимо. На улице всегда проговаривайте, куда вы идёте. Обращайте внимание ребёнка на дорогу, её покрытие: асфальт, грунт,
булыжник. Умение различать поверхность, по которой идёшь, очень важно в
пространственной ориентировке. Обязательно включайте остаточное зрение в процесс ориентирования. Обращайте внимание ребёнка на крупные предметы, особенно если они окрашены в яркие цвета.
По дороге заходите в разные магазины, в аптеку, на почту и другие
учреждения, рассказывайте, что это и что здесь можно купить или сделать. Если это магазин, обратите внимание ребёнка на запахи: как пахнет в рыбном отделе, в булочной, отделе бытовой химии. Давайте потрогать упакованные товары и продукты и просите угадать, что это.
Таким образом, в форме весёлой игры, ваш ребенок познает мир вокруг, становится частью этого мира, гражданином своей страны. Ранняя социализация способствует в будущем успешной реализации своих способностей и самого себя.