Беседа четвертая: Особенности второго года.

Вот и отметили первый день рождения. За прошедший год Вы очень многому научились: освоили школу взаимодействия с медиками, многое узнали о своем ребенке, определились с прогнозом развития зрения, приняли все возможные и невозможные меры для его стимуляции.

Ребенок тоже научился держать голову, переворачиваться на живот, сидеть, а возможно даже стоять в кроватке. Он начал интересоваться игрушками, научился «гулить», радоваться, услышав Ваши шаги. Стал различать близких по голосу, запаху, шероховатости кожи, начал реагировать на интонации Вашего голоса. Это был очень трудный, но плодотворный год.

Какие особенности в воспитании ребенка ждут Вас в следующем году?

Второй год жизни – это год, когда ребенок «вылезает» из кроватки и начинает осваивать пространство комнаты, квартиры, двора.

Зрячие дети, после того как научатся стоять, начинают ползать, а затем ходить. Незрячие дети начинают ходить позже своих зрячих сверстников, а ползать учатся, как правило, после того, как освоят хождение. В этом нет ничего страшного, но если Вы хотите, чтобы ребенок сначала стал ползать, то этому его надо учить. Для этого, используя звуковые стимулы — голос, музыку, звук игрушки, а для детей имеющих остаток зрения, световые стимулы – свет фонарика, яркие вспышки, цветомузыку, побуждайте ребенка тянуться к источнику звука или света. Помогайте ему удерживать равновесие, передвигать ноги и руки.

Одна из первых задач — это научить ребенка уверенно стоять и ходить. Для ребенка с нормальным зрением освоение процесса хождения основывается на подражании – видя, как это делают другие, он пытается повторять их действия. Незрячего ребенка необходимо учить удерживать равновесие, стоя на двух ногах, правильно переставлять ноги, использовать руки для опоры, приседать и т.п. Если его не учить этому, но он будет неустойчиво стоять, ходить мелкими шажками, переступать, приставляя одну ногу к другой, не уметь переносить вес тела с пяток на носки.

Когда ребенок стал уверенно стоять, держась руками за ограждение кровати, манежа, нужно научить его ходить вдоль ограждения. Затем ребенок должен освоить хождение по комнате, квартире, на улице. «На первых порах ему полезно держаться за ноги взрослого, чтобы освоить способ ходьбы».[1] Затем ребенок, держась одной рукой за Вашу руку, а второй рукой опираясь на окружающие предметы, учится обходить комнату, квартиру, заодно знакомясь с окружающей обстановкой. Следите за тем, чтобы ребенок правильно переставлял ноги. Подтягивая его руку несколько вперед, стимулируйте, чтобы он переносил вес тела с пяток на носок и делал нормальный шаг, а не мелкие шажки. Процесс освоения хождения может прерываться периодами нежелания ходить. Это может быть вызвано появлением в доме малознакомого для ребенка человека. Тогда ребенок видимо предпочитает передвигаться по дому на руках родителей. Ребенок может перестать ходить, найдя какое-нибудь другое занятие. Иногда в виде замещающей деятельности, например, подпрыгиванием на месте. Надо понаблюдать и попытаться понять причину такого поведения. Причин может быть несколько. Одной из причин может быть желание вызвать звук и вибрацию окружающих предметов.

Через некоторое время после того, как незрячий ребенок встает на ноги и может стучать по полу и другим предметам ногой, звук и вибрация от удара ногой становятся у него средством исследования предметов. С помощью звука и вибрации незрячие дети находят удивительные способом познания окружающего мира и защиты себя от различных страхов.

Однажды, когда сыну было около двух лет, глубокой ночью нас разбудил резкий, но короткий крик сына. Но Максим, лежа в кроватке, не проявлял беспокойства. Мы легли и стали уже засыпать, когда звук повторился. И опять признаков беспокойства нет. Тогда я решил тихонько понаблюдать за сыном через открытую дверь. В доме ночная тишина, все спят. Проходит минут десять. Вдруг Максим издает резкий звук. И видно, как он слегка поворачивая голову, прислушивается к эху. Оказывается, он не спал, и в ночной тишине «озвучивал» комнаты, проводя своего рода её эхолокацию. Я подошел к нему, мы поговорили, затем он уснул. Таким «озвучиванием» он занимался неоднократно. Чаще всего это происходило, когда приходилось ночевать в новом для него помещении. Причина такого поведения для нас была не ясна, но если его голос будил нас, мы подходили к нему и разговаривали, пока он не засыпал. Часто, услышав наши голоса, он просил, включит проигрыватель или радио, что мы и делали. Обычно, минут через десять – пятнадцать он засыпал. Выяснилась причина позже, в начальной школе. Максим объяснил, что при бодрствовании в ночной тишине ему бывает неуютно (страшно). Как он сегодня говорит: «Абсолютная тишина, даже сейчас вызывает у меня неприятные ощущения. Помню, что в детстве ночная тишина вызывала у меня панику. Поэтому я всегда просил, когда меня укладывали спать, чтобы не выключали проигрыватель или не делали тише звук телевизора, стоящий в соседней комнате. Ночные страхов не было, если, проснувшись, можно было услышать тиканье ручных часов, стук падающих капель воды в ванной или любой другой «знакомый» звук. Если в тишине долго не было звуков, я голосом или хлопками «вызывал эхо». При звуке знакомого голоса страх у меня проходил. А, став постарше, успокаивался, услышав в комнате «знакомое» эхо».

Наступило долгожданное время, когда ребенок стал уверенно ходить. Что делает ребенок после того, как пошел? Начинает знакомиться с миром вещей, окружающих его. На этом этапе главное, чтобы у незрячего ребенка не появилось чувство страха перед огромным ещё не познанным окружающим миром. Каждый самостоятельный шаг, это шаг в неизвестность. Необходимо убедиться, что на него ничего не упадет сверху, если он наткнется на какой-либо предмет, или нигде нет острых углов, режущих кромок, не торчат гвозди и т.п. Вы должны приучить себя и всех домашних, что все вещи в доме должны иметь строго определенное место. Двери должны бать либо полностью закрыты, либо полностью открыты. В этом случае ребенок достаточно быстро освоится с расположением предметов, и будет уверенно чувствовать себя в доме. Надо внимательно изучить с ребенком дверные проемы и освоить открывание (закрывание) дверей и перешагивание порогов. Когда ребенок начнет ходить по квартире самостоятельно, приучите его ходить, слегка касаясь стен, мебели, вдоль которой он идет, а при пересечении комнаты (свободных от предметов пространств) слегка выставлять вперед руки. Не надо делать трагедию из-за того, что ребенок наткнулся на какой-либо предмет, стукнулся или, упав, набил шишку. Столкновение можно и нужно превратить в веселое приключение, как бы сильно (по мнению взрослых) ни ушибся ребенок. Утешая его, надо объяснить, с чем он столкнулся, помочь «увидеть» предмет на ощупь, пошутить по поводу «вмятины», которая якобы осталась на предмете от столкновения, погладить это место его рукой. В результате слезы и боль быстро проходят, страха не остается, а вот положительный опыт преодоления таких «неприятностей» останется. Уверен в том, что, Ваш ребенок, став постарше, не будет хныкать по пустякам, а если обратится за помощью, то значит, она действительно ему нужна.

Мы уже говорили о роли звуковых и тактильных ощущений незрячего ребенка в познании окружающего мира и ориентировки в пространстве. В раннем возрасте, для развития слуховых ощущений хорошо использовать игрушку типа – «озвученный мяч». Если его не купить, то можно самим сделать из воздушного шарика, надувного мяча, небольшой пластиковой бутылки. В них насыпают немного гороха, фасоли, которые при перекатывании издают шуршащий звук. Ребенку очень нравится доставать рукой подвешенный шарик, который, отскакивая от руки, начинает шуршать над головой. Звуковой мяч, перекатываемый между взрослым и ребенком, сидящими на полу, позволяет ребенку по звуку почувствовать направление и дальность движения мяча.

Необходимо уделять большое внимание развитию пальцев – мелкой моторики. У незрячего ребенка руки и пальцы, являются важным инструментом познания окружающего мира. Для их развития, кроме обычных игрушек для зрячих малышей (пирамиды, колечки) хорошо использовать зашитые мешочки с горохом, фасолью, крупой, мелкой галькой, пуговицами. Перебирая пальцами, сквозь ткань содержимое мешочка, ребенок не только развивает пальцы, но и учится воспринимать разнообразие форм. Использование ткани различной фактуры развивает тактильные ощущения.

В этом возрасте дети очень некомфортно себя чувствуют, когда не далеко от них раздаются незнакомые громкие звуки, шумы. Максим, испугавшись громкого звука, приседал, весь съеживался, обхватывал руками голову. В таком положении он продолжал сидеть и после того, как шум прекращался.

Ребенка надо научить преодолевать этот страх. Если источником шума являются бытовой аппарат (пылесос, мясорубка, холодильник), то необходимо подвести ребенка к этому аппарату, когда он не работает (не шумит), сказать, как он называется, объяснить, зачем он нужен, вместе осмотреть (ощупать) его и вместе включить и сразу же выключить. Такое знакомство можно повторить несколько раз, пока ребенок не привыкнет к шуму данного аппарата. Аналогично можно действовать при знакомстве с другими источниками шума, например уличными. Если на улице ребенок пугается шума от трамвая, грузовика или другого механизма, то при их приближении надо взять ребенка на руки, чтобы он почувствовал, что Вы не боитесь этого шума.

Выходя на улицу, рассказывайте ребенку о том, где находитесь, куда идете, откуда и почему раздается тот или иной шум, то есть обо всем, что происходит вокруг. Пока ребенок ещё не научился хорошо ходить, ему на улице удобно совершать пешие прогулки, опираясь на движущуюся опору, например коляску. Такая опора легко контролируется родителем и служит в качестве трости, защищающей от ненужных столкновений с препятствиями.

Когда начнете осваивать хождение по лестницам, наклонным поверхностям и преодоление мелких препятствий на пути (паребриков, канавок, ямок и т.п.), обратите внимание на то, как Вы держите ребенка за руку. Обычно, боясь, что ребенок, не видя препятствия, может споткнуться и упасть, сопровождающий берёт его крепко за руку и, вытягивая её вверх, помогает делать шаги. В результате, ребенок как бы «висит» над препятствием (ступенькой лестницы), едва касаясь его подошвами ног, что не только плохо для ребенка, но и небезопасно. Ребенок, находясь в подвешенном состоянии, плохо учится контролировать свое тело при перешагивании препятствия или со ступеньки на ступеньку. У Вас из-за напряжения в руке (на ней висит ребенок) резко увеличивается время двигательной реакции. Ваша рука быстро устает, а если ребенок оступится, Вам будет сложно помочь ему удержать равновесие. Помогать ребенку необходимо таким образом, чтобы при преодолении препятствий он использовал Вашу руку в качестве опоры. Необходимо, чтобы Ваша рука была расслаблена и опущена вниз, а ребенок своей рукой опирался на её ладонь или держался за пальцы. В этом случае, если ребенок споткнется, Вы сможете легко и быстро среагировать и, подтянув руку вверх, поможете ребенку удержаться на ногах. О любом препятствии на дороге необходимо предупреждать ребенка: «Делаем шаг вверх (вниз). Поднимаемся (спускаемся) по лестнице. Переступаем камень, канавку, бордюр и т.д.». При такой помощи ребенок быстро почувствует, какие необходимо делать движения. Вскоре Вы обнаружите, что ребенок держась за Вашу руку, сам будет чувствовать характер Вашей шагов. Где надо, будет делать шаг шире, уже, притормаживать, поднимать ногу выше. В дальнейшем ребенок сам научится не только ходить, но и бегать по лестницам, слегка опираясь на перила или ограждения.

После того, как ребенок освоил хождение и стал уверенно переходить от одного предмета к другому, пора начинать тренировки вестибулярного аппарата и умение безопасно падать. Для этого не требуются, какие либо специальные приемы или приспособления, все можно легко организовать дома. Вот простой способ, который применялся у нас дома: старший сын ставил брата посреди комнаты на ковер и слегка толкал его на уровне живота. Толчок выводил младшего из равновесия, и он вынужден был его удерживать. Иногда это ему не удавалось, и сын плюхался на ковер. Для его возраста такое «контролируемое» падение не приводило ни к ушибам, ни тем более к травмам. Все это происходило под веселые шутки, смех. Такие тренировки по 5 – 10 минут 2 — 3 раза в неделю научили хорошо держать равновесие, а главное, через нескольких дней тренировок он почувствовал, что падать «сгруппировавшись» безопаснее, чем «плашмя», то есть, он самостоятельно научился при падении принимать наиболее безопасную позу. Это его умение сохраняется до сих пор. Зрячих детей «группироваться» при падении немного учат в школьном возрасте на уроках физкультуры. Хорошо же умеют «группироваться» при падении только люди, которые серьезно занимались спортом (борьбой, футболом, волейболом, гимнастикой).

Хорошим инструментом тренировки вестибулярного аппарата стали обычные комнатные детские качели на веревках. Обычно их вешают на два подвеса и на них раскачиваются вперед – назад. Я же их подвесил на одном подвесе в центре широкого дверного проема. Такой способ подвески качелей позволил не просто качаться, а качаться с закручиванием вокруг вертикальной оси. Сын быстро освоил качели и в конце второго года сам стал забираться на них и качаться с «закруткой». Аналогичный прием я применял на даче, качаясь, вместе с сыном, на больших веревочных качелях. С 5 лет он успешно качался один, наравне с другими ребятами. Тренировки вестибулярного аппарата выработали у Максима хорошую устойчивость и если, во время ходьбы он спотыкается, то не падает.

На втором году жизни ребенка обычно усаживают за стол, начинают кормить из ложки, учат пить из чашки. Вначале ребенок принимает эти предметы за игрушки — стучит и возит по столу, бросает, но вскоре понимает их назначение. Пора[2] учить ребенка самостоятельно пользоваться ложкой и кружкой. Обучить пользоваться кружкой не составляет труда, а вот в обучении пользоваться ложкой есть некоторые особенности. Зрячий ребенок, видя, как пользуются ложкой другие, сначала берет ложку в кулак, а потом через некоторое время начинает её брать правильно — пальцами. Незрячих детей надо сразу учить брать ложку правильно, иначе в последствии придется переучивать, что очень сложно.

Обучают ребенка пользоваться ложкой следующим образом. Взрослый, стоя за спиной сидящего за столом ребенка, вкладывает в его руку ложку и, помогая ребенку удерживать её правильно пальцами, обучает необходимым движениям. Размер и вес ложки должны соответствовать физическим возможностям ребенка. Часто бабушки дарят родителям для внука мельхиоровые или серебряные ложки и настаивают, чтобы только из них кормили ребенка. Но для руки маленького ребенка такие ложки возможно тяжеловаты. На этом этапе лучше использовать легкую ложку из алюминия. «Не стремитесь научить ребенка всему сразу. Для него какое-либо действие может быть просто непосильным. Разделите действия на мелкие операции. Добивайтесь поочередного и прочного усвоения каждой операции».[3] Процесс обучения правильно пользоваться ложкой для незрячего ребенка достаточно сложный и может продлиться несколько месяцев. Но какое удовольствие получает ребенок, когда его хвалят за то, что он сам поел.

Ребенок все больше начинает бодрствовать, у него появляется свободное время, которое не должно быть занято бездельем. Ребенка надо научить играть игрушками. Зрячий ребенок, увидев игрушку, берет её одной или другой рукой, пробует «на зуб», возит, стучать ею о другие предметы. Наблюдая, как действуют с игрушкой другие, повторяет их движения. Увидев новую игрушку, тянется к ней, бросив первую. Незрячий ребенок, «захватив» в руку игрушку, долго её удерживает в руке или делает с ней одни и те же повторяющиеся движения. Когда это надоедает, бросает игрушку и, не видя другой, начинает бездельничать. Отсутствие занятости провоцирует замещающую деятельность. Часто незрячий ребенок играет в игрушки «по своему» — ломает, давит их ногами, стучит ими, что вызывает непонимание окружающих. Но ребенок не виноват — он не знает, как можно играть с игрушкой и делает с ней то, что ему понятно и интересно. Его надо учить правильно пользоваться игрушкой. Большую помощь в освоении игрушек может оказать зрячий ровесник, играющий вместе с Вашим ребенком в те же игрушки. Ваш ребенок, слыша возню зрячего товарища, его возгласы, шум от игрушек, начинает тянуться к нему и, найдя его и почувствовав на ощупь движения, пытается повторять их. Постепенно он осваивает игровую деятельность и начинает получать удовольствие от игры. В этом возрасте для детей игровая деятельность становится ведущей.

При покупке игрушек обращайте внимание на их «звучность». Игрушки, обладающие возможностью пищать, звенеть, шуршать, гудеть становятся любимыми игрушками незрячих детей. Запоминают они их надолго. Поражает тактильная и звуковая память незрячего ребенка. Когда Максиму было пять лет, на даче мы нашли ящик с игрушками, которыми он играл в 2 – 3 года. Все забыли про игрушки, и они больше двух лет пролежали в ящике. Максиму хватало одного прикосновения или малейшего звука, издаваемого игрушкой, что бы узнать и назвать её. Хочу обратить внимание на одну особенность незрячих детей – они до 3 – 4 лет «не любят» мохнатых и меховых игрушек.

Чтобы быть спокойным за ребенка, находящегося в другой комнате, разговаривайте с ним, спрашивайте, что он делает, говорите, что делаете Вы и что, собираетесь делать. Слыша ответы ребенка, легко контролировать как его самочувствие, так и место нахождение. Словами легко приободрить, подсказать, утешить и приласкать ребенка. Разговаривая с незрячим ребенком, нужно применять абсолютно все слова зрячих – запретных слов нет. Скоро Ваш ребенок будет смотреть телевизор, фактически слушая его, или будет рассматривать новую игрушку, ощупывая руками. Незрячий ребенок должен воспринимать все слова в том смысловом контексте, в котором их применяют зрячие. Первые вопросы у ребенка, почувствовавшего несовпадения его ощущений с ощущениями других людей, возникнут в 5 – 7 лет и как на них отвечать мы поговорим позже.

Человеческая речь является мощнейшим инструментом познания мира и обучения незрячего ребенка. Когда-то, очень давно, я прочитал в журнале «Курьер ЮНЕСКО», что воспитать слепого ребенка легче, чем глухого и очень удивился. Сегодня я понимаю, что с помощью речи слепому ребенку можно передать любую информацию, необходимую для его возраста. И это можно делать практически с первых дней его жизни. А как это сделать для маленького глухого ребенка? Жестами? Нет, жестовую речь он начнет осваивать намного позже, кроме того, жестовая речь имеет большие ограничения на полноту передачи речи слышащих. Жестами нельзя передать ни интонации, ни смысловые звукосочетания. А как контролировать ребенка, находящегося в другой комнате, не слыша его ответов на Ваши вопросы?

«Ребенок с нарушениями зрения в полтора – два года начинает использовать развивающуюся речь в качестве основного средства общения с взрослым. Образование системы связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов, с развивающейся двигательно–мышечной системой обеспечивает основу для компенсации зрительной недостаточности в этом возрасте».[4] Использование развивающейся речи активизирует совместную деятельность с взрослым, что позволяет формировать у ребенка самостоятельную деятельность с предметами.

Заговорив об общении с незрячим ребенком, хочу предупредить о вреде причитаний над ним. Часто этим грешат бабушки и «тетушки», которые при встрече с ребенком льют слезы и причитают: «Бедненький. Несчастненький. Слепенький. Горюшко ты моё, да как ты будешь жить, не видя света…» и так далее, и тому подобное. Такое общение надо категорически пресекать. Ребенок еще мал и не понимает, какие у него есть проблемы, это он начнет осознавать в 6-7 лет, а внушить, «вбить в голову», что он несчастный, можно уже в 2-3 года. Если это допустить, то ребенок с раннего детства будет чувствовать себя несчастным, а Ваша жизнь превратится в кошмар. Причитание и плач над ребенком вызваны не любовью к нему, а страхом, который испытывают зрячие взрослые люди при виде незрячего младенца или от мысли, что такой ребенок родился у их близкого родственника. Причитающие родственники плохие помощники и если Вы не сумеете убедить их во вреде причитаний, то Вам придется оградить ребенка лет на 6-7 от их близкого присутствия. От ребенка не надо ни скрывать его проблем, ни акцентировать на них внимание. Придет время, когда их надо будет обсудить вместе с ним, но до этого ещё далеко.

Обычно в конце первого, начале второго года жизни ребенка, имеющего глубокие нарушения зрения, врачи предлагают родителям подумать об оформлении инвалидности, что вызывает шок не менее сильный, чем тот, о котором шла речь во второй беседе. Но, давайте подойдем к этому вопросу не с эмоциональной, а с практической точки зрения. То, что у Вашего ребенка есть серьезные нарушения зрения, вы уже убедились. Инвалидность – это юридический факт признания государством того, что данному ребенку и его семье требуется социальная поддержка. В большинстве семей, имеющих ребенка инвалида, один из родителей вынужден не работать или ограничивать свою трудовую деятельность, что серьезно влияет на материальное положение семьи. Социальная поддержка предусматривает выплату пенсии и пособий на ребенка, ряд льгот.

Признавать ребенка инвалидом или нет, это только Ваше право. Вам могут говорить и советовать, что угодно, но только Вам решать — делать этот шаг или нет. Но если Вы не согласитесь с предложением специалистов и не оформите инвалидность, то потеряете право на социальную поддержку от государства. Окончательный выбор за Вами.


[1] Леа Хювяринен «Зрение у детей: нормальное и с нарушениями» 1996 г. изд. «Петербург – XXI век» Санкт-Петербург.

[2] Взрослые люди любят умиляться, наблюдая, как мама кормит младенца из ложки. Мама довольно – ничего не испачкано и все съедено, младенец доволен – не прилагая усилий, получил удовольствие. Но чем раньше ребенок получит удовольствие от самостоятельной еды, тем больше у мамы будет свободного времени. (прим. Автора)

[3] «Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для родителя» В.А. Феоктистова и др. РИО ИПТК «Логос» ВОС, Москва, 1993 г.

[4] Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства М.: «Полиграф сервис», 2000. – 250 с. стр. 56